Зов русской вечности
Наталия Смирнова
Зов русской вечности
Рецензия на роман Александра Потёмкина «Изгой»
Читателя этой книги ожидает подлинное открытие. Он познакомится со странным, но удивительно привлекательным виртуальным собеседником –французским аристократом с русско-итальянскими корнями князем Андреем Иверовым, финансовым гением мирового фондового рынка. Он ощутит очарование его незаурядной личности, его изысканного стиля жизни, где, казалось бы, есть все, что душе угодно, – и вместе с тем недостает чего-то очень важного, к чему неизбывно стремится его мятежный дух.
Прочтя роман, мы узнаем о современной жизни куда больше, чем из солидных социологических изысканий. Именно литература – точнее то, что французы называют belle letter, родившееся вместе со стилем французского романа, – способно открыть взору человеческому душу культуры.
Экономист Александр Потемкин сумел понять в нашей российской жизни многое, сокрытое не только от поверхностного взгляда, но и от заинтересованного внимания ангажированных адептов российского реформаторства. Он с горечью констатирует, что с уходом коммунистической идеологии «на российский народ опустилась непроглядная тьма – коррупционная, циничная, античеловеческая в своей дьявольской разрушительной энергии бюрократическая идеология... В оппозиции к безоглядным апологетам монетаризма «Чикагской школы» с их методологически невзыскательной апологией «невидимой руки рынка» как универсального средства решения всех социальных проблем, А. Потемкин доказывает, что современная российская экономика, принимающая все более виртуальный характер, не в состоянии долго сохранять равновесие сама по себе.
Профессионально занимаясь экономикой как академической дисциплиной, Потемкин по-человечески глубоко переживает социальные последствия неоправданно жесткой компрадорской приватизации, приведшей к обнищанию большей части населения страны и невиданной в послепетровской истории России люмпенизации интеллигенции.
Главное действие романа разворачивается не в казино или на фондовой бирже – оно в душе человеческой. Это внутренние действия-переживания, обращенные на постижение происходящего и в мире, и в самом себе (и то, и другое переливают друг в дуга и сливаются друг с другом – такова нагрузка понятия «виртуальности» в его литературном прочтении).
Смысловой стержень романа – глубокие раздумья о назначении человека, о судьбах современной цивилизации, культурно-антропологической цене прогресса, экономических и социальных последствиях глобализации. В нем автор впервые поднимает планку социально-экономических обобщений до подлинно философского уровня, задаваясь вопросами воистину всечеловеческого масштаба.
Духовные искания Иверова – это культурные усилия умного, психически вполне здорового человека обрести свое место в современном мире, технизированном и отчужденном, отмеченным синдромом «ускользающего бытия» и «смерти субъекта». Ему удается найти этот синтез душевного и духовного – в современной России. Но где? В психиатрической клинике им. Сербского! Именно в этом закрытом учреждении – то ли больница, то ли тюрьма – он впервые на протяжении всего романа встречает достойных собеседников, равных себе по эрудиции и интеллекту. Впервые ощутил он здесь «роскошь человеческого общения»! Быть может, российская психушка – та самая точка социальной вселенной, где он обрел духовную гавань, признание как личность, а не повелитель золотого тельца, способный по-царски оплачивать внимание мировых знаменитостей.
«Личное счастье, – убежден Иверов, – продукт виртуальности. Оно нравственно, т.к. не посягает на чужую собственность, мораль и свободу. Если же мое личное счастье – товар реальный, а значит, неизбежно затрагивающий интересы других, то в нравственном отношении это меня не устраивает». Как тут не вспомнить слов Ивана Карамазова о возврате Богу «счастливого билета» в грядущий «рай на земле», если в основании этого «царства справедливости» – хотя бы одна слезинка невинного ребенка? Александр Потемкин – один из немногих современных писателей, кому удалось стать достойным преемником великих традиций психологического романа золотого века русской литературы. Роман «Изгой» – апология напряженных духовных исканий «лишнего» человека, столь характерного для русской литературы в ситуации, когда «распалась связь времен».
Лучшие страницы романа Потемкина посвящены описанию процесса душевного самоопределения героя, его поиска основ персональной идентичности – человеческих «зацепок» в отчужденном бытии. Подобно героям Достоевского, Иверов много размышляет о бытии «на грани» и «за гранью». Что побудило его замыслить самоубийство, усмотреть в нем единственный способ одним махом разрубить гордиев узел всех личных духовных проблем? Ответ – в самом названии романа. Он изгой, а значит – лишний на этом свете. Но Иверов никем и никуда не изгнан – он во внутреннем, «виртуальном» изгнании. Один из богатейших людей Франции, Андрэ Иверов испытывает не только душевный дискомфорт, но в еще большей мере – духовную неудовлетворенность. В роковой момент итоговых раздумий о смысле прожитого он находит в себе силы ухватиться за край ускользающего бытия, отогнать навязчивую идею оборвать нить жизни на сорок втором году на дне океанской пучины – под давлением «человеческого, слишком человеческого» (Ф.Ницше) в его натуре. Квинтэссенцией человеческой субстанции он полагает свободу. Осознание своего бытия как свободного, не заданного природной необходимостью и побуждает его в роковое мгновение перед прыжком в ничто круто изменить выстраданное решение и в лихорадочном поиске новых смыслов жизни обрести «российскую» траекторию своей дальнейшей судьбы. Бросить все и уехать в неведомую Россию, на родину предков! Именно там замыслил он обрести «радикально иной формат бытия» – абсолютную противоположность, изнанку наличного. От безграничного наслаждения – к безутешному страданию. К унижению, побоям, отбросам. ...Ибо «без страдания нельзя познать истинного величия духа». Так зов русской вечности превозмог искус мрака вечной пустоты.
Человек в отчужденном мире не живет, а функционирует. Вместо любви – секс, вместо надежд – программы, вместо счастья – успех. В упомянутом экзистенциализме стремление человека замкнуться в мире собственного сознания философски означает онтологизацию субъективной реальности, отождествление бытия с субъективностью. В экзистенциальном изгойничестве – истоки неотвязной устремленности к виртуальному миру на изломе сюрреалистического бытия.
Помимо культурных, изгойничество Иверова имеет и социально-экономические корни: триумф финансового капитала над промышленным, виртуализацию экономики в экономически продвинутых странах Европы. В Предисловии к «Элитной экономике» Потемкин-экономист определяет виртуализацию экономики как «резкое ослабление обычных причинно-следственных связей, практически полный отрыв денежно-финансового рынка от реалий производственной сферы». Погрузиться в виртуальную экономику, ставшую базисом «реального» производства, – словно витать в миражах. «Жить в современном фондовом рынке, иметь в нем успех – означает поэтапную виртуализацию сознания», – убежден его герой.
Стоит ли вообще делить восприятие бытия на две составляющие: «на самом деле» и «не на самом деле»? Где край бытия?» – философски размышляет он.
Иверов ищет в виртуальности оплот духовной свободы, преступающей путы торжествующего грубого утилитаризма. Он жаждет прорыва туда, где «дух бродит, где хочет» (Гете). Это платоновский мир подлинных эйдосов – сущностей, в сравнении с которыми вещи – лишь бледные тени на стенах пещер, удел которых – не бытие, но бывание. В виртуальном прибежище абсолютной свободы Иверов жаждет обрести экологическую нишу от перенасыщенного раствора искусственной среды, дегуманизирующего воздействия безудержного потребительства, инспирированного железной поступью техногенной цивилизации. Ибо удел современного человека – не материнское лоно живой культуры, но бездуховное пространство мертвой цивилизации, где животворящее семя культуры, прорастая, отвердело в скелетах машин и механизмов. В их железных объятьях культура заметно утратила изначальный гуманистический потенциал. В модернистском сознании она довольствуется инструментальной ролью гуманитарной упаковки современной техники. В этом качестве культура парадоксальным образом отрицает самое себя, обращаясь в досуговые технологии, – продолжение техногенных интенций современной цивилизации.
Виртуальный порыв Иверова устремлен в вечность, ибо человек современной цивилизации утратил контроль над будущим, природа покорена и омертвела в технопарках, а жесткие социальные технологии управления человеком привели к удручающему разгулу массовой культуры с присущим ей оголтелым эротизмом. Безвкусица масс глубже укоренена в действительности, чем рафинированный вкус интеллектуалов, полагал Брехт. Но как же трудно принять современную прагматическую инверсию массового сознания, где вместо морали – расчет, вместо ценностей – проекты, вместо общения – связь! Любовь редуцируется к сексу и на следующем витке отчуждения сублимируется в транссексуалъностъ.
Удивительно чуткий к малейшим колебаниям культурного климата, Иверов острее других ощущает пока что едва заметный перелом настроений на вакхическом пиру постсовременности. Погрузившись в дионисийское буйство раскрепощенной чувственности – погоню за очередным предметом вожделения – будь то человек, вещь, экзотический зверек или коллекционный экспонат – он мгновенно охладевает, тотчас теряя к нему былой интерес по достижении цели. Триумф победы повергает во мрак пустоты, в Ничто, и он с равнодушным презрением взирает на недавний предмет вожделения, теперь ничуть не нужный ему как предмет потребления. Более того, он всем сердцем отвергает объект своей победы. Его влечет лишь азарт игры, погони, схватки, консолидации всех социальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Игра стала метафорой его жизни, его интеллектуальной и эротической страстью. Ибо в ней – напряжение жизни, ее драматизм, ее полнота.
Роман «Изгой» – словно ожившее полотно постперестроечной российской реальности. Александр Потемкин с беспощадной правдивостью повествует о нравах, царящих в российском бизнес-сообществе, которое, надо полагать, познал «изнутри» как «вовлеченный наблюдатель». Он собрал и художественно осмыслил такие типажи российского предпринимателя, от которых в ужасе отшатнулись бы и А. Н. Островский, и Ф. М.Достоевский. Их собирательным образом является Платон Филиппович Буйносов – живое воплощение жизненных устоев акул российского капитализма. Его жизненное кредо – «деньги любой ценой» – демонстративно попирает все нравственные устои человеческие. Он – машина, генерирующая масштабные финансовые проекты и тончайшие денежные аферы. Его подельник Ю. Алтынов и того круче: ни один финансовый поток не обогнет его мастерски расставленных ловушек, не обронив хотя бы капли.
В романе «Изгой» мы найдем и дальнейшую блистательную разверстку хитросплетений судеб полюбившихся героев, и сюжетную завершенность событийной канвы. Не менее важно и то, что в последующих произведениях культурное напряжение, рожденное драматической коллизией реального и виртуального, возрастая, обретет новые, доселе неведомые характеристики, требующие глубокого философского и литературного осмысления. Начало этому процессу и кладет роман Александра Потемкина «Изгой», знаменующий собою новую веху в истории русского психологического романа.
Н. М. Смирнова
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ИФ РАН
Ваш комментарий будет первым