Сарезское озеро. Проблема и пути решения

Сто восемь лет назад, зимней ночью третьего марта 1911 года на Памире произошло катастрофическое землетрясение. В результате этого землетрясения, на фронте шириной
В период с момента образования, до 1980 года в результате фильтрации воды через завал произошло его оседание на
В связи с тем, что озеро находиться в сейсмоопасной зоне Памира, и повторяемость землетрясений довольно высока. Землетрясения силой в 8 - 9 баллов происходят в среднем раз в 250 лет, силой в 7 баллов раз в сто лет. Большинство специалистов сходятся во мнении, что землетрясения завалу не опасны. Но существует другая опасность, а именно так называемый «Правобережный оползень».
В 1967 году на правом берегу озера был обнаружен участок рыхлых отложений, с опасностью обрушения данного оплзня в озеро. По разным оценкам его объём составляет от 0,5 кубического километра, до двух. Если в результате землетрясения произойдёт сход в озеро данного оползня, то поднятый им водяной вал без труда перельётся через плотину, и вызванный им селевой поток ринется вниз, сметая всё на своём пути.
В начале 1970-х годов институт Союзводпроект разрабатывал возможность постройки деривационного тоннеля. Проект включал в себя создание гидроэлектростанции с подводящим тоннелем и снижение уровня воды в озере на
В 2000 году правительства четырёх заинтересованных стран —Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — обратились к мировому сообществу с просьбой оказать интеллектуальную и финансовую поддержку в решении проблемы Сарезского озера. В том же году под управлением Всемирного банка был запущен международный проект по снижению риска прорыва Сарезского озера на 2000—2006 годы. Работы ограничились созданием системы оповещения, в надёжности которой в случае большого прорыва есть сомнения, так как в этом случае волна уничтожит саму наблюдательную станцию, и сигнал передан не будет.
Решение проблемы
В разные годы предлагались разные варианты решения данной проблемы. Начиная от наращивания плотины, для чего предлагалось построить автодорогу для доставки тяжелой техники к месту проведения работ, до постройки 30 километрового деривационного туннеля для слива воды. Всё это очень дорогостоящие проекты, растянутые на годы. К примеру постройка ГЭС может обойтись в 4 – 5 миллиардов долларов. И это без учёта строительства автодороги. Я предлагаю простой и недорогой по сравнению с ранее предлагаемыми проектами решение данной проблемы. Построить наземный водовод через завал с насосной станцией.
Учитывая ширину завала
Автор проекта: Щеголев Владимир Сергеевич
Ваш комментарий будет первым