ПРОФЕССОР? ДОКТОР НАУК? РЕКТОР? ЛАУРЕАТ МНОГИХ ПРЕМИЙ? ИЗВЕСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ? НЕТ! НЕТ! И НЕТ! ОБЫЧНЫЙ ХАМ.

21 Июн, 11:00
104
1
ПРОФЕССОР? ДОКТОР НАУК? РЕКТОР? ЛАУРЕАТ МНОГИХ ПРЕМИЙ? ИЗВЕСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ?  НЕТ! НЕТ! И НЕТ! ОБЫЧНЫЙ ХАМ.

Именно такие типы, как он, сегодня «возглавляют оценку и школу литературного творчества». Поэтому ее состояние удручающее – прежняя гордость русских литературных памятников 19-го – первой половины 20-го веков – сменилась профессиональной отсталостью, от художественного, философского величия прежнего остались лишь «бюрократическая солидарность» и прозаическая серость…

Суть дела. Мой референт обратилась ко мне с идеей: - Александр, мне в Интернете встретился доктор, профессор филологии Алексей Варламов, вы с ним знакомы? – К сожалению, нет. – Я хочу обратиться к нему с запросом, есть ли у него желание написать рецензии на ваши романы. Вы не против? – Нет, - заявил я, - но ты знаешь мою установку: обязательно передай ему мои дружеские пожелания и предложи выплатить гонорар до написания рецензии, чтобы профессор был свободен в своих оценках моего труда.

Предлагаю ознакомиться с этой перепиской.

4.05.2022. 18:11

Добрый день, уважаемый Алексей Николаевич,

Вам большой привет и добрые пожелания передает Александр Потемкин. Я рекомендовала ему обратиться к Вам по поводу написания рецензии на два произведения Александра: «Соло Моно» и «Русский пациент», если у Вас, конечно же, будет возможность и время. Чтобы не было беспокойства с Вашей стороны в случае критической оценки произведений, работа над рецензиями будет оплачена вперед.

Сочинения могут быть отправлены Вам по электронной почте или для удобства доставлены в печатном виде по указанному адресу. Объем рецензий около 5-7 страниц.

Спасибо большое.

С уважением, Олеся, помощник А. Потемкина

12.05.2022. 18:06, «Варламов Алексей»

Уважаемая Олеся!

Я не пишу заказные рецензии. Ни положительные, ни отрицательные. Ни за какие деньги.

Варламов.

19.05.2022. 18:47

Алексей Николаевич, добрый день,

Я передала Ваше сообщение Александру. Александр считает, что любая работа должна оплачиваться, точно так же, как и ваша творческая работа по написанию биографии русских писателей А. Толстого, М. Булгакова, Пришвина и других произведений. (Такой жлобский ответ вынудил меня и Олесю поинтересоваться творчеством Варламова). Об Александре уже писали выдающиеся современные филологи и критики такие, как Светлана Семенова, Лев Аннинский, Георгий Гачев, Валентин Никитин, Валентин Недзвецкий и др. Если у Вас есть желание, Вы можете написать рецензию без гонорара, или у вас есть свое особое мнение?

С уважением, Олеся.

Это письмо я размещаю в Интернете 21.06.2022.

Господин Варламов!

Мой референт обратился к вам с вопросом о возможности написать рецензию на мои два сочинения. Форма вашего ответа на первое письмо и умолчание на второе обращение оказались оскорбительными.

Вы «не пишете заказных рецензий». По-видимому, долгое функционирование среди «социального заказа» и чиновников в его современном понимании привело к смещению у вас элементарных понятий, еще мрачнее выглядит картина, если вы с рождения неучтивый персонаж. Это не был «заказ», а предложение, желание же оплатить рецензию было совершенно естественным, так как я намеревался выплатить гонорар за работу, а не влиять на ваше мнение.

Поскольку вежливости никто не отменял ни для кого, в том числе для «облаченных, регалиями и лауреатством», а, скорее, для них в первую очередь, я думаю, стоит обратиться с открытым письмом к вашим студентам. Они люди пишущие и в качестве домашнего задания хотелось бы предложить им научить своего ректора отвечать на письма учтиво. Думается, студенты охотно взялись бы за ваше обучение.

Вспоминается, что Борис Пастернак вежливо и галантно отвечал даже тем, кто клеймил его роман, даже не подержав его в руках. Но такой уровень воспитанности, ясное дело, недоступен современным ректорам. Тем более в нашу эпоху, когда фамильярное отношение к классикам, литературные и окололитературные скандалы стали нормой и способом создания популярности.

Позволю привести примеры для Ваших студентов, так как Вы, с Вашим образованием, их, естественно, знаете, однако не считаете нужным применять в жизни форму общения, принятую у классиков. Какие же традиции Вы передаете студентам?

Оплата литературного труда была принята издавна, еще Пушкин пытался повысить гонорары литераторам. Некрасов же сделал это своим издательским принципом. Журнал еще не начал издаваться, а:

…«За сотрудничество Белинского в «Современнике» была положена плата восемь тысяч рублей в год. Эта цифра сорок лет тому назад казалась баснословной. Сами друзья Белинского удивлялись щедрости издателей журнала, а один из них с жалостью говорил Панаеву:

- Это сумасшествие с твоей стороны - так швырять деньгами.

- Если хорошо пойдет журнал, - отвечал Панаев, - мы еще прибавим; мы сами литераторы, стыдно усчитывать сотрудников…» (Из воспоминаний Авдотьи Панаевой. Раздел «В редакции «Современника» Цит. По: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563).

«… С появлением «Современника» быстро поднялась цена на литературный труд» (Из воспоминаний Авдотьи Панаевой. Раздел «В редакции «Современника». Цит. По: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563).

Лев Николаевич Толстой добивался высоких гонораров и даже писал, что с издателей следует «драть сколько можно больше» и торговался с Некрасовым. Он повысил значение труда писателя именно в его финансовом эквиваленте, считая это естественным:

«После «Записок маркера» Толстому платили уже 75 рублей серебром за лист, а после «Набега» и «Святочной ночи» - 100. Дело дошло до того, что за лист статьи на педагогическую тему Лев Николаевич выбил 150, а вскоре 250 рублей…

Лев Толстой считал себя профессионалом, полагая литературу не только способом «мысль разрешить», но и деньги заработать, памятуя о брошенной кем-то еще в XVIII веке фразе: «Все, кроме завзятых болванов, всегда писали только из-за денег». Он никогда не скрывал от издателей намерения «драть сколько можно больше» (60, 255) (Нина Никитина. «Пятая стихия» Льва Толстого. В: Л.Н.Толстой в 1850- е годы: рождение художника. Материалы международной научной конференции. Тула, «Ясная Поляна», 2003. С. 122).

В 2002 году в Тбилиси прошла интересная конференция «Рождение художника», и научный сотрудник музея «Ясная Поляна» сделала доклад под названием «Пятая стихия Толстого», в котором по архивным материалам представила отношение великого Толстого именно к материальной стороне вопроса (кстати, Вы, кажется, являетесь членом жюри литературной премии «Ясной Поляны»). Высылаю Вам скан статьи.

Что же касается формы общения, можно привести в пример спор Тургенева и Чернышевского о драме Мея «Псковитянка», которую Тургенев хвалил и рекомендовал для напечатания в «Современнике». Чернышевский же резко оценил пьесу как негодную. Тургенев, естественно, обиделся. Так вот, Чернышевский вспоминает: «… Не помню, каким языком вел я спор. По всей вероятности, безобидным для Тургенева. О нем положительно помню, что он спорил со мной очень учтиво. Но понятно, что ему должно было быть очень досадно это маленькое приключение, разыгравшееся на глазах почти всех тех его литературных приятелей, которые жили в то время в Петербурге…» (Из воспоминаний Н.Г.Чернышевского. Раздел «В редакции «Современника» Цит. По: Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Критика и комментарии. М, 2002 С. 563).

Далее. Сергей Есенин, который известен своими скандалами, с писателями вел себя бережно и тактично. Когда Есенин разошелся с имажинистами, в статье «Быт и искусство» он так выразил свои разногласия: «Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слова и образ - это уже все. Но да простят мне мои собратья, если я скажу, что такой подход к искусству слишком несерьезный». Представьте себе - автор «Исповеди хулигана» и - «собратья по перу…». Примеры можно множить. И это не демагогические размышления. Если не учитывать традиций и форм прошлого, даже при том, что эпистолярный жанр давно пришел в упадок, можно дойти до дикарства.

Вы хотели «преподать урок» или оскорбить меня, а оскорбили себя. Можете не писать «на заказ», а заниматься высоким (в Вашим понимании) творчеством, только хамить не надо. Желаю, чтобы жизнь научила Вас, если еще не поздно, элементарному общению с людьми. Регалии ничему не помогут, тем более незаслуженные, а подаренные “друзьями-бюрократами” от литературы.

P.S. Сейчас я работаю над новым произведением «Видения воспаленного разума». В ближайшее время я ознакомлюсь с сочинениями Варламова и размещу рецензии на его «писанину».



Комментарии: 0
  • Ваш комментарий будет первым

Присоединиться к проекту