Просто собирать деньги и не рисковать

08 Апр, 16:57
5684
Просто собирать деньги и не рисковать

Полемика

Александр Потёмкин

доктор экономических наук, государственный советник налоговой службы II ранга

В условиях существующей неопределенности вся надежда на улучшение экономической ситуации в стране возлагается на профессионализм и опыт экспертов Центробанка, а также принимаемые ими грамотные решения по стабилизации финансовых рынков и выходу из кризиса. Именно мегарегулятор имеет реальные рычаги влияния на темпы роста или падения экономики, а Правительство в данном случае лишь корректирует направление в зависимости от выбранной стратегии развития и действующей политики. Таким образом, действующая установленная денежно-кредитная политика Банка России должна быть гарантом выполнения основной задачи Правительства – развития экономики и общего благополучия России.

Для большего понимания ситуации есть смысл проанализировать монетарные политики Центробанков развитых стран, чтобы на основе их опыта определить новый подход проведения денежно-кредитной политики или принять временные меры до момента выполнения поставленных задач и достижения необходимых показателей российской экономикой.

Так, основные (равные по значимости) цели современной монетарной политики Европейского центрального банка (ЕЦБ) – это ценовая стабильность (ежегодный прирост цен на уровне 2%) и экономический рост. Традиционными методами денежного регулирования являются:

- изменение официальной процентной ставки при рефинансировании коммерческих банков;

- обязательные резервы – дополнительные источники заемных денежных ресурсов для банковской системы еврозоны.

Во время кризиса 2008-2009гг. ЕЦБ пользовался нетрадиционными методами, а именно увеличил кредитование банковского сектора с помощью эмиссии дополнительной ликвидности при снижении официальной ставки в 4 раза. Это способствовало удовлетворению всех банковских заявок по кредитам на срок до 3-х лет и наращиванию банковской ликвидности в евро.

Для расширения денежной массы в общем объеме с октября 2014г. ЕЦБ стал применять еще один нетрадиционный инструмент регулирования: приобретение в соответствии с Расширенной программой покупки активов государственных и корпоративных ценных бумаг у резидентов еврозоны в целях проведения активной монетарной политики. В 2016г. ЕЦБ снижает ключевую ставку до 0%, которая остается неизменной до середины 2019г. Монетарная политика ЕЦБ в значительной части рефинансирования направлена на финансовую поддержку стран еврозоны с высокой долговой нагрузкой, при этом низкая процентная ставка позволяет обслуживать долг с наименьшими затратами. Также ЕЦБ покупает гособлигации стран-должников на вторичном рынке, уменьшая риск дефолта для этих государств, принимая на себя риски невозврата займов.

Опыт монетарной политики ЕЦБ не выбирает одну конкретную цель –стабильность цен, а управляет экономическими процессами разных сторон экономической жизни в зависимости от конкретных условий и актуальности задач. Таким образом, денежно-кредитная политика еврозоны направляется на активизацию хозяйственной деятельности в регионе, применяется количественное смягчение, опускаются до предела процентные ставки, эмитируется евро, наращивается денежная масса.

Основное направление денежно-кредитной политики Банка России – борьба с инфляцией, а именно установление и устойчивое закрепление инфляции на уровне 4%. Защита и обеспечение устойчивости рубля, а не монетарное регулирование с целью обеспечения экономического роста – главная цель деятельности ЦБ: второе очень сильно осложняет рабочий процесс и повышает ответственность за проведение некачественной финансовой политики.

Согласно ст.22 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред.27.12.2019) Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете. Не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

С 2014 г. ЦБ стал применять получивший популярность у 37 стран способ борьбы с ростом цен под названием «таргетирование инфляции» с уровнем таргета 4%. При данном варианте предусматривается отказ от таргетирования иных экономических показателей (валютного курса, уровня зарплат, уровня занятости и т.п.), кроме инфляции.

Перенимая опыт других стран, наши специалисты не обращают внимания на зависимость российской экономики от экспорта углеводородов и колебаний нефтяных и газовых цен на мировых рынках, что приводит к нестабильности курса национальной валюты. ЦБ совершает валютные интервенции в рамках бюджетного правила, сделки РЕПО, заключает операции «валютного свопа», при этом официальные цели по уровню обменного курса отсутствуют. Плавающий курс рубля обогащает валютных спекулянтов, но негативно отражается на хозяйственных процессах.

Противники инфляционного таргетирования (целевого уровня) ставят под сомнение способность ЦБ управлять инфляцией с помощью ставок. Тем более известно, что рост процентных ставок и низкая доступность кредитов несут для экономики и реального сектора большие потери в настоящем.

Примером непродуманной политики таргетирования инфляции при свободном плавании рубля являются события 2014г. – обвал курса рубля из-за резкого изменения нефтяных цен в сочетании с введением санкций. Тогда ЦБ применил таргетирование и поднял процентные ставки. В результате уровень инфляции за 2015-2017 гг. снизился с 12,9% до 2,5%. Но это не успех проводимой политики монетарными властями, это показатель снижения уровня реальных доходов населения и бизнеса на протяжении трех лет из-за резкого роста внутренних цен в результате быстрого падения курса рубля. Банк России не провел смягчающую политику, не расширил кредитование экономики под сниженные проценты. Таким образом, совокупный спрос на российском рынке уменьшился, производство оказалось в кризисе, зато уменьшились параметры инфляции до необходимого уровня.

Целесообразно рассмотреть поправки в действующем законодательстве, обеспечивающие ответственность ЦБ и Правительства РФ за проведение губительной антиинфляционной политики, наносящей ущерб экономическому развитию страны.

В совокупности необходимо пересмотреть политику инфляционного таргетирования в пользу таргетирования других показателей (ВВП, денежной массы, валютного курса и др. возможных), разработать механизмы управления курсом национальной валюты.

Денежно-кредитная политика Банка России носит вероятностный непредвиденный характер. Для принятия инвестиционных решений бизнесу и внешним экспертам необходимо обеспечить открытость аналитических материалов и исходных расчетов прогнозных значений краткосрочной и долгосрочной перспективы: изменения ключевой ставки, оценки инфляции (приводятся данные, рассчитанные с большой погрешностью на конец года без промежуточных данных), собственных прогнозов развития экономики и др.

Основной недостаток монетарной политики Центробанка – снижение инфляции с помощью сжатия денежной массы за счет высоких процентных ставок.

Уровень ключевой ставки в 6% превышает размер ожидаемой инфляции и является одним из самых высоких по сравнению с другими странами и достигнутыми значениями финансовых активов России.

Объем государственного внутреннего долга России на 01.01.2020г. составляет 10 171,932 млрд.руб. или 164,31 млрд долл. США.

Объем внешнего долга России на 01.01.2020г. равен 481,473 млрд долл США;

Общий долг государства и компаний по отношению к ВВП в текущих ценах за 2019г. (109,362 трлн руб в или 1766,59 млрд долл США) составляет 36,6%. При этом уровень долга к ВВП в других странах составляет по ЕС — 80,1%, в США 108,3%, в Японии 238,8%.

Размер международных резервов и других ликвидных активов РФ на 01.01.2020г. – 554,360 млрд. долл США, что является достаточным и на 86% обеспечивает покрытие долговых обязательств государства в случае немедленного погашения всех своих долгов.

В настоящее время Россия имеет реальные возможности и ресурсы как для снижения процентных ставок, так и для дополнительных госрасходов. Потенциальным источником денежных вливаний могут стать средства, отраженные в чистых активах Общего обзора банковской системы РФ раздел «Требования к нерезидентам», статья «Иностранная валюта и депозиты» в размере 14,8 трлн руб. или 239 млрд долл. США по состоянию на 01.01.2020г.

Почему ЦБ не уменьшает ключевую ставку, при этом размещает депозиты под низкую или отрицательную доходность на зарубежных счетах? Ответ напрашивается один – мегарегуятор сам не верит в эффективность своей проводимой политики и общее развитие российской экономики.

Отрицательным последствием увеличения госрезервов и повышения налогового бремени на экономику является наращивание сбережений бюджета за счет изъятия средств у частного сектора экономики.

Согласно данным Госкомстата уровень уверенности ведения бизнеса в России оценивался на уровне 5% в 2008г., в 2019г. он приобрел уже отрицательное значение (-2%). Доля госкомпаний в экономике, %- от ВВП ( по оценкам ФАС) составил 45% в 2008г. и 70% в 2019г. Доля госбанков в банковском секторе также увеличилась: 40% в 2008г. и 70% в 2019г. Кумулятивный рост реального ВВП за три года до 2008г. составил – 26,5%, до 2019г. – 4,6%. Размер накопленных реальных располагаемых доходов за три предшествующих года до 2008г. составил 44,3% , до 2019г. - (-7,0%).

Динамика каких ещё показателей должна заставить руководство России принять решение о кардинальном изменении проводимой монетарной политики Центробанком, поддерживаемой Правительством РФ?

Госпожа Набиуллина стала Председателем ЦБ РФ в июне 2013г.

С сентября 2013г. происходит введение ключевой ставки как основного инструмента денежно-кредитной политики. Размер ставки составляет 5,5%.

С 2013г. по 2020г. ключевая ставка изменялась 30 раз.

С 2013 по февраль 2015 произошел рост ставки с 5,5 % до 17,00%.

С февраля 2015 по март 2017 – снижение ставки с 17,00% до 10, 00%.

С марта 2017 до февраля 2020 – снижение ставки с 10,00% до 6%.

При высоком уровне ключевой ставки, и, соответственно дорогих кредитах и высоких издержках, успешное развитие любой экономической системы категорически невозможно. Считаю, что разрушителем российской экономики, мощным тормозом ее движения вперед является именно автор проекта столь высокой ключевой ставки.

Удержание годового уровня инфляции на уровне прогнозных значений при нестабильных ценах, сложной структуре потребительской корзины с высоким весом продовольствия и внешних шоковых факторах является искусственным и достигается с помощью манипуляций. В зависимости от экономической ситуации применяется подходящий метод расчета для варьирования значения в необходимом диапазоне и, как следствие, получение аплодисментов в Кремле.

Вместо создания благоприятных условий для функционирования частных банков, за 5 лет было принято около 30 нормативных актов, дающих преференции госбанкам по главным позициям – от докапитализации до условий участия в госпрограммах, в размещении бюджетных средств и т.д. В 2018 году были внедрены принципы пропорционального регулирования, которые разделили все кредитные организации на две группы по уровню собственных средств, объему требований к ним и разрешенных видов деятельности.
Консолидация банковской отрасли в несколько крупных государственных кредитных учреждений и вытеснение частных банков (единицы сумели составить конкуренцию госбанкам в процессах консолидации) привело к потере потенциальных драйверов экономического роста. Теперь банки будут осуществлять целевое кредитование кого-то под что-то и покупать те бумаги, относительно которых получат указания. Таким образом, монополизированная банковская система в отсутствие конкуренции приведет к удорожанию и качественному ухудшению своих услуг. В результате, государство будет зарабатывать деньги с помощью Минфина и ФНС через увеличение и сбор акцизов и налогов у населения, а ЦБ – предоставлением кредитов для населения и бизнеса под высокие ставки или через операции по ценным бумагам.

Шансов для развития экономики и бизнеса не остается.

В целях защиты участников банковского сектора от жесткой политики ЦБ необходимо пересмотреть действующую систему надзора, при которой отзыв лицензии должен осуществляться исключительно по решению суда на основе независимой рейтинговой оценки.

При этом за шесть лет с точки зрения развития экономики проводимая политика ЦБ ничего не изменила в банковском секторе, сокращая лишь его участников. Уровень участия кредитных организаций в общем объеме инвестирования в основной капитал составлял на 2019г. - 6%, при уровне сбережения банков в совокупных активах финансового рынка в размере 90%. Ситуация аккумулирования активов финансовой системы без их участия в инвестиционном процессе является непростительной ошибкой для поддержания и развития российской экономики. Но ЦБ решает эту ситуацию не за счет создания системы инвестиционных банков, а путем развития облигационного рынка. При жесткой надзорной политике ЦБ выгодно поддерживать статус кредитно-депозитного банка (просто собирать деньги) и не участвовать в инвестиционных процессах с рисками.

В 2007-2008 гг. на должности министра экономического развития и торговли России, а затем Министра экономического развития РФ, Э. Набиуллина отмечала огромное влияние денежно-кредитной политики на экономический рост: «Важно, чтобы применяемые денежные и бюджетные меры не ограничивали экономический рост. Мы только запустили маховик экономического роста, и важно его не охладить, в том числе разговорами о перегреве экономики».

Во время кризиса 2009 года она уточняла, что его преодоление будет зависеть и от эффективности антикризисных мер, и от того, «насколько мы продвинемся по вопросу финансирования предприятий реального сектора, доступа к кредитам», при этом локомотивом роста был определен внутренний спрос.

По ее словам, бороться с инфляцией нужно не столько методами монетарной и денежной политики, сколько стимулированием конкуренции, наращиванием производства. Также необходимо сделать поддержку малого бизнеса приоритетом, повысить доступность кредитования бизнеса, насытить экономику и банковский сектор «длинными» деньгами.

В настоящий момент ЦБ не справляется с ролью мегарегулятора. Очень скоро очередное ухудшение экономики это покажет.

Правительству РФ необходимо предусмотреть персональную ответственность за «экономический рост и отрицательные последствия для экономики от применяемых методов». Так, задача Министерства финансов – отсутствие дефицита бюджета через повышение налогов, задача ФНС – обеспечение сбора налогов, ЦБ – поддержание уровня инфляции 4% и финансовой стабильности с помощью высоких ставок и повышения норм резервирования; Минэкономразвития — прогноз экономического роста и не более. Как в таких условиях может развиваться экономика?

Помимо всего, многих возмущают высокие личные доходы руководства Центробанка, превышающие доходы их зарубежных коллег в несколько раз. Руководители иностранных центральных банков получают весьма достойное, но умеренное вознаграждение – в США глава ФРС заработал в прошлом году 203 500 долларов, президент Немецкого Федерального банка – 500 834 доллара, губернатор Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало имеет оклад 306 184 $. На этом фоне весьма странно выглядит Центробанк России – с непомерным штатом в 47 910 человек и фондом заработной платы в 1 761 000 000 $, с годовой зарплатой его главы Э. Набиуллиной в 544 016 долларов, в два раза превышающей доход американского коллеги.

Но оказывается, глава ЦБ Эльвира Набиуллина зарабатывает меньше многих своих замов: первый зампред Сергей Швецов – 1 386 771 $, Ольга Скоробогатова занимает второе место по доходам – 977 043 $. Самый "скромный" из окружения Набиуллиной – ее советник Сергей Игнатьев с зарплатой 266 583 $. И это на фоне российских зарплат врачей, академиков, инженеров, учителей. Структура, которая вредит экономике, получает такие высокие зарплаты.

В России много талантливых экономистов. Если кадровое управление правительства и администрации не знает их, то я с большим удовольствием подскажу: академик РАН Александр Некипелов, академик РАН Сергей Глазьев, член-корреспондент РАН Михаил Головнин, доктор наук, профессор Михаил Ершов и др. Это наиболее яркие финансисты, экономисты России и Европы, которые могут вдохнуть в российскую экономику новые успешные концепции. Необходимо объявить публичный конкурс на замещение должности главы Центробанка. Условием участия должно стать представление экономистами проектов по совершенствованию политики ЦБ. На подготовку предложений следует выделить полгода. С существующей концепцией функционирования Центробанка банковская система России будущего не имеет.

PS.

В прошлом месяце я разместил на Фейсбуке статью "Банки РФ против экономики России", предложив участвовать в полемике функционерам Центробанка и управленцам банковского сектора, но эта дискуссия была ими проигнорирована.

P.P.S.

Опубликовано в газете «Комсомольская правда» № 38п-38-2020 от 07 апреля 2020 года

Потёмкин Александр Петрович

Писатель, доктор экономических наук
государственный советник налоговой службы II ранга

Источник:www.kp.ru
Комментарии: 0
  • Ваш комментарий будет первым

Присоединиться к проекту