2020-й: SOS

22 Сен, 15:48
3839
1
2020-й: SOS

Александр Потёмкин об экологическом кризисе и упадке современной цивилизации

– В 2019 и 2020 годах лесными пожарами были охвачены значительные территории Сибири и Дальнего Востока. В этом году беспрецедентны масштабы пожаров в Калифорнии: дым от них уже достиг Северной Европы, и с середины августа в результате возгорания в атмосферу было выброшено более 30 миллионов тонн углекислого газа. В Амазонии в 2020 году количество пожаров увеличилось почти на 20% по сравнению с летом прошлого года. Ученые считают, что во всем виновато глобальное потепление, согласны ли Вы с этим?

– Глобальное потепление связано с глобальным потреблением, с тем фактом, что мы живем в цивилизации потребления, которая создает на планете парниковый эффект. В 2019 году человечество выбросило в атмосферу 37 млрд тонн углекислого газа. Выбросы растут три года подряд и достигли рекордного уровня, который отдаляет нас от предотвращения катастрофы. При этом, согласно последним исследованиям, 1% богатейшего населения мира произвел в два раза больше оксида углерода, чем 50% бедного населения с 1990 по 2015 год. В отчете, составленном Oxfam и Стокгольмским институтом окружающей среды, содержится предупреждение, что «безудержное чрезмерное потребление и пристрастие богатого мира к высокоуглеродному транспорту истощают мировой углеродный бюджет».

Исторически на Земле существуют естественные климатические циклы, периоды оледенения сменяются периодами повышения температуры. Например, во время палеоцена, когда Homo sapiens ещё не было, планета горела в течение 100 000 лет. Однако сегодня масштабы производства и потребления стали настолько велики, что человек своей деятельностью способствует увеличению антропогенных выбросов и ускоряет смену циклов. В результате процесса урбанизации жители из лесных поселков переселились в города. Неравномерное расселение стало источником различных проблем, в первую очередь – причиной лесных пожаров. В Сибири, Амазонии, Калифорнии, Канаде не осталось поселений, жители которых следили бы за лесом, убирали сухостой, валежник, использовали торфяное сырье для отопления.

Доказано, что метан является вторым по значимости углеродсодержащим парниковым газом, а эмиссии метана свойственны различные антропогенные и естественные источники. Суммарное глобальное количество метана, поступающее в атмосферу, оценивается с достаточной точностью, но единства мнений в отношении его распределения по различным источникам у ученых так и не сложилось. Среди природных источников упоминаются эмиссии из болотных почв, стволов падежа и живых деревьев, кишечный тракт растительноядных животных, газогидраты морского шельфа и деградирующей вечной мерзлоты. Разложение крупных древесных остатков ксилотрофными грибами так же сопровождается эмиссиями метана, как было показано несколькими опубликованными работами. Однако до сих пор нет количественных оценок таких эмиссий по регионам, которые могли бы позволить оценить значимость данного процесса для формирования атмосферных концентраций метана. По оценке ученых из Йельского университета (США) выбросы метана в атмосферу за счет его образования в стволах старых деревьев потенциально могут достигать до 10% от общих выбросов метана всех известных источников.

Метану отводится основная роль не только в парниковом эффекте: образуя углекислый газ, он является обязательным источником возникновения природных лесных пожаров.

Определенный уровень концентрации выходящей на поверхность смеси, состоящей из водорода и глубинного метана, способствует разрушению озонового слоя и приводит к интенсивному проникновению ультрафиолетового излучения и повышению температуры приземного воздуха. Начинаются озонообразующие реакции, эффективность которых резко (почти в 20 раз) усиливается в присутствии метана. Таким образом, у поверхности земли образуется горючая смесь, состоящая из водорода, метана, озона. Учитывая высокое содержание кислорода в воздухе, данная смесь газов способна к самовоспламенению при высокой температуре. Дегазация также ионизирует воздух и способствует возникновению сухих молний. Наличие большого количества природного горючего материала – валежника, проводника горения, обеспечивает начало пожара. В современных условиях основными мерами по борьбе с природными пожарами должны являться: фиксация мест выделения выбросов газов с помощью спутников; замеры выделений количества водорода и метана; вычищение мест от валежа, опасных по возгоранию.

– 2020 год стал годом испытаний для всех жителей Земли – конечно, в первую очередь я имею в виду эпидемию коронавируса и её последствия. Я прочитал фрагмент из Вашего нового романа «Прозрения одиночества», рукопись которого мне любезно предоставили в издательстве. Нельзя не удивиться, что Вы начали писать роман об управлении человека микробиомами задолго до пандемии. А способность человека общаться с заключенным в нем миром вирусов, о которой идет речь в Вашем сочинении, действительно поражает! Процитирую фрагмент Вашей рукописи:

« Задолго до коронавируса ко мне неожиданно обратился мой собственный голос, но, казалось, он был посторонним, во всяком случае, как свой, я его не опознал, хотя слышал его из себя: – «Привет, Дмитрий, ты взрослеешь, у тебя правильные мысли. Человек – это наше изделие, да, впрочем, и все другие живые организмы не только на Земле, но и во всей Вселенной…» – «Простите, а вы кто? И как вы оказались в моем сознании?» – взбудоражено спросил я. – «Я староста микробиомов, из которых ты состоишь. Ты выглядел бы весьма наивно, если бы самостоятельно не понял, что ты есть изделие . А теперь ты знаешь больше – ты наш продукт , тебя создали мы – микробы, ведь и сперматозоиды, и яйцеклетка – микробиомы. В начале, миллиарды лет назад, Бог создал нас, микробов, затем мы создавали галактики, звезды, черные дыры, планеты, и наконец, около 100 тысяч лет назад, мы под контролем Всевышнего микробиома спрограммировали вас, людей, разновидность товарных масс. Мы надеялись, что вы совершенствуете себя, действительно станете венцом Божественного изделия, переселитесь на другие планеты, вместе с нами заполните Вселенную, а вы застряли на этой Земле в потреблятстве! Бог – сверхмикробиом, сотворивший бесконечный космос, использует нас как инструмент для создания многочисленных изделий . Хотя Он и Всемогущий – в чем мы убеждены, в отличие от вас, он не дал нам права сотворить венец природы, а посоветовал произвести изделие , способное совершенствовать себя безгранично до уровня самого Создателя и переселиться в его беспредельный мир. Так появились вы – изделия , которые живут около 600 тысяч часов или 36 миллионов минут, из которых 200 тысяч часов или 12 миллионов минут уходит на сон. Ваше время для активной жизни ограничено – вам отведено всего 24 миллиона минут, вы живете лишь миг по сравнению с возрастом планеты и космоса, но при этом самонадеянно считаете себя венцом природы. Смешно! Более того, вы состоите из нас, микробов. В каждом из вас сто триллионов бактериальных клеток, но вы не общаетесь, не советуетесь с нами. Хотя в ваших интересах следовать нашим рекомендациям, но вы глухи к ним, ваш разум направлен на саморазрушение. Я все чаще прихожу к выводу, что наше изделие , то есть вы, люди, не состоялось...

Поэтому сейчас мы находимся на пороге создания новых существ – андроидов с новым видом интеллекта. Будем экспериментировать с ними, дадим им возможность и время совершенствовать себя. Ты должен самостоятельно развить наш общий разум и переформатироваться с нашей помощью в микроба. Вместе с нами ты сможешь наблюдать за тем, как будет идти развитие андроидов – смогут ли они оправдать возложенные на них надежды, взойти на высшую ступень мироздания и стать достойными своего Создателя.

Не ищи друзей, только одиночество обогащает мудростью. Разум в состоянии уединения способен сближать нас. Ты единственный, кого я одариваю способностью к сверхэмпатии и телепортации. У тебя возникнет исключительная возможность входить в сознание посторонних изделий . Каждое слияние станет для тебя новым и вдохновляющим оттенком одиночества».

Это творческая фантазия или Вы действительно уверены в реальности таких диалогов?

– Более того, скажу Вам, что я уже сам давно общаюсь со своим микробиомом. «Ты всё знал!» – часто упрекают меня мои друзья и партнеры. Например, последние яркие случаи: в октябре 2019 года у меня внезапно появилось странное желание закупить продукты долгого хранения в больших количествах (крупы, консервы и т.д.), маски, перчатки, кислородные баллоны, индивидуальные средства защиты. Желание было настойчивым, и я ему поддался. Моя семья только удивлялась. Но уже 3-4 месяца спустя наступила эпидемия коронавируса, и в магазины пришлось ходить по записи. А члены моей семьи распаковывали осенние запасы. Пару дней назад мой внутренний голос уведомил меня, что надо готовиться к 2023-2024 году в связи с новой, более грозной пандемией. Теперь жду дальнейших рекомендаций... Учитесь общаться со своим внутренним голосом. Вы будете знать заранее о многих событиях будущего…

Я всегда говорил в своих сочинениях и публицистике, что все катастрофы начинаются в отдельной голове и связаны с сознанием человека. Да, иногда автору приходится кричать и использовать весьма провокативные приемы. Когда я пишу от лица старосты микробиомов, который обращается к главному герою Дмитрию Мышкину: «мы надеялись, что вы усовершенствуете себя, действительно станете венцом Божественного изделия, переселитесь на другие планеты, вместе с нами заполните Вселенную, а вы застряли на этой Земле в потреблятстве!», когда я это пишу, я хочу, чтобы в ответ мой читатель тоже кричал «Нет! Я так не хочу! Я готов измениться!».

– Когда будет опубликована Ваша книга?

– Она выйдет из печати в конце октября, но вы уже сейчас можете заказать ее на сайте www.apotemkin.com . Конечно, в сетях будет о ней информация.

– А что Вы можете сказать о современной цивилизации, российской и мировой?

– Цивилизацию формируют идеи, убеждения и ценности. А каковы они у нас? Мы активно развиваем цивилизацию потребления. К чему она приведет? К гибели! Человечество исчезнет. Для того чтобы человечество сохранило себя в будущем, оно должно перейти к цивилизации наукофилии. Однако мои прогнозы пессимистичны: психология человека так разрушена потреблением, стяжанием, корыстолюбием, накоплением, стремлением к «успеху», что мы не успеем перейти к цивилизации науки. Развернуть 8 миллиардов человек в новом направлении, переформатировать их ментальность и ценности в течение 5-10 лет невозможно. Что формирует цивилизацию? Политика, культура, просвещение. На сегодняшний день все эти три слагаемых цивилизации поражены потребительством. Политика провозглашает своей основной задачей улучшение благосостояния народа. Но на самом деле необходимо увеличивать не благосостояние, а благосознание (мой новый термин). Однако заказа интеллектуалам от политических структур на создание концепции благосознания не поступает. Культура так глубоко провалилась в обслуживание потребления, что не видна. Как не видны следы качественной современной музыки и литературы, отсутствие которых также способствует деградации человека.

Что вы видите на экранах российского и мирового телевидения, на страницах прессы, интернет-ресурсов? В сетке вещания любого канала в основном только передачи с участием артистов, певцов, музыкантов, деятелей шоу-бизнеса. А что такое артист? Это представитель культуры? Нет! И в этом я убеждаюсь на протяжении всего жизненного пути. Так, в 80-м году я работал в Театре Сатиры рабочим сцены. Однажды перед репетицией я выносил на сцену реквизит; будучи не совсем опытным, молодым сотрудником, случайно задел ширмой народную артистку С. Она не получила никаких ушибов или царапин, но десять минут покрывала меня таким матом, какого я, бывший детдомовец, выросший на улице, никогда в жизни не слышал. В другой раз мне представился случай быть свидетелем, как известный народный артист М. при гостях за столом, не стесняясь, изощренно ругал матом свою супругу. Я тут же поднялся и ушел, остальные остались за трапезой. А суд над Михаилом Ефремовым? Он вновь обнажил истинную сущность подобных представителей «культурной элиты» – в реальности они низкие, безнравственные и бессовестные люди. Почему-то они считают, что им позволено все и за пределами сцены, а не только на ней. Ни один цивилизованный человек не захочет жить в обществе персонажей, которых мы наблюдали в передачах Андрея Малахова, особенно лицедеев, участвующих в обсуждениях дела Михаила Ефремова.

Артист как личность сегодня вообще исчез. Я не являюсь театралом, не хочу посещать все эти разрекламированные и переоцененные храмы Мельпомены и вам не советую.

– А все же? Неужели нет ничего интересного лично Вам в общекультурном пространстве России?

Телепередача с названием «Судьба человека» могла бы рассказать зрителям действительно об интересных жизненных историях выдающихся соотечественников: ученых, инженеров, врачей, учителей, шахтеров, конструкторов, космонавтов, строителей, профессионалов, вложивших свой труд и знания в развитие России. Однако каждый выпуск этой программы обычно посвящен только артистам, которые долго и нудно рассказывают о мелочах своей частной жизни. Кто это смотрит? Подозреваю, что только пенсионеры. На кого рассчитана эта программа? Её ведущий Борис Корчевников – молодой, но уже опытный журналист, неужели он не понимает, что его работа бессмысленна и разрушительна?

Если человек не представлен на медийных площадках, он не интересен потреблятствующим. Но транслируя подобные ценности на миллионную аудиторию, какую цивилизацию мы строим? Прежнюю цивилизацию, которая должна была бы стать наукофильской, мы почти потеряли. Что нас ждет впереди?

– Но ведь есть документы, в которых написано все очень правильно. Я имею в виду «Основы государственной культурной политики». Там и о ценностях написано, и о развитии традиций. Быть может, чиновники виноваты в том, что такими ужасающими темпами идет примитивизация культуры?

– Я бы задал вопросы: а есть вообще государственная культурная политика России? Если ее должен осуществлять чиновник, то есть ли в РФ министр культуры? Такое ощущение, что чем дальше, тем больше это номинальная должность. Ольгу Любимову мы практически не видим, не слышим. Владимир Мединский был на виду и производил приятное впечатление, несмотря на скандалы, но и он сделал слишком мало для поднятия русской культуры. Швыдкой? Тот вовсе ничем не отличился, на мой взгляд. Хотя творческая «элита» до сих пор полагает его лучшим министром культуры. Я думаю, секрет в том, что на самом деле это она им руководила (договаривалась, получала поддержку, рулила). И он позволял ей именно так себя вести, а потому и был «свой» и «лучший». Но можно ли считать это государственной культурной политикой? Уверен, нет!

Я понимаю, что с традицией сейчас все сложно: можно не принимать ее всерьез, но поддерживать красивые и правильные государственные слова. И тот факт, что МХАТ именно чиновники (Мединский – прежде, Любимова – сейчас) – отдали в руки вот такого громкоговорящего правильные слова (русский театр, традиции, православие) менеджера, – сам факт говорит о многом. Ответственной культурной политики нет. А самое главное – никто никогда не готов работать над ошибками. И ловкие дельцы от культуры это знают: им главное – пролезть на престижное и доходное место. И если уже пролез – сиди себе. И что бы ты ни делал, тебя не уберут, если ты будешь с утра до ночи себя пиарить.

Если в Общественном совете по культуре заседает тот, кто без мата не поёт, то, собственно, о чем мы говорим?

Мы сами роем себе могилу на танцплощадках, в ресторанах, упиваемся вином, забиваем квартиры одеждой, и тешим себя тем, что, посмотрев спектакль скандалиста и эстетического хама, считаем себя «культурными». Всё больше и больше времени тратим на магазины, показы мод, эстрадное дурачество, программы и ролики юмористов, в то время как библиотеки пустуют, а классиков восемнадцатого-девятнадцатого веков, научные труды философов никто уже не знает. В лидерах продаж последние годы все также держатся Донцова, Маринина и Акунин. Серьезные писатели не допускаются до издательств и рынка. Зачем издателю печатать интеллектуальную книгу, если продать ее будет нельзя? То же самое с серьезной музыкой.

– А что Вы скажете о современном кино?

– Кино – это не искусство. Искусство не может зависеть от бюджета. У Бердяева, Соловьева, Толстого, Достоевского, Чайковского, Моцарта, Кандинского, Дали бюджета не было. В съемочном, так называемом творческом, процессе, бывает, участвует до 3 000 человек, для его организации необходимо финансирование, вложение капитала. Чем больше капитал для съемок, тем лучше фильм продаваем. Это не искусство, а совокупное профессиональное мастерство режиссеров, актеров, операторов, сочинителей музыки, звукорежиссеров, каскадеров, специалистов по визуальным спецэффектам, художников по костюмам и гриму, – рыночный продукт. Я против того, чтобы режиссеров и актеров называли представителями искусства, они всего лишь мастера своего ремесла, такие же, как модельеры, ювелиры, создатели обуви, модных аксессуаров, одежды. В целом у меня складывается ощущение, что век искусства закончился, Художника больше нет.

– Общаетесь ли Вы со своими коллегами-писателями в России? Может быть, кто-то Вам близок по духу?

– Нет, контактов нет. Большую часть времени я нахожусь в творческой работе, пишу и не так много общаюсь. Я ведь вырос в детдоме, а там волей-неволей научишься разговаривать с собой, а не с внешними людьми. Мне без людей не скучно, но, конечно, у меня есть ближний круг, которым я дорожу. И это взаимно. Ну и потом, я церемонен – я люблю старые культурные нормы общения. Поэтому со мной непросто установить дружески-профессиональный контакт.

Иногда меня что-то цепляет в современной литературе: я написал комплиментарный отзыв о романе Виктора Пелевина «iPhuck 10». Так как я занимаюсь проблемой бесконтрольного развития искусственного интеллекта, а в книге речь как раз шла об ИИ, то мне это показалось достойным внимания.

– Современные литературоведы академической, классической школы и литературные критики России высоко оценивают Ваши сочинения. В издательстве МГУ несколько лет назад вышла большая работа профессора, доктора филологических наук В. А. Недзвецкого «Шестнадцать шедевров русской литературы». В нее вошли рецензии на произведения А. Пушкина, Ф. Достоевского, А. Чехова, других классиков XIX века. Единственный автор из XX-XXI века, представленный в обзоре – Александр Потёмкин и его роман «Русский пациент». Однако Вы не появляетесь на литературных фестивалях, писательских съездах и прочих мероприятиях. Вас нет в списках национальных литературных премий. Вас не приглашают? Или Вы отказываетесь?

– Я никому не отказываю, но приглашений нет. И, слава Богу, что не приглашают, что не получаю никакие литературные премии, у меня нет никакого желания, чтобы честная публика, интеллектуалы подозревали меня в отношениях с ангажированными организаторами премиального процесса – Григорьевым, Сеславинским, Швыдким и прочими.

У меня есть свои площадки в интернете, я открыт к диалогу с аудиторией, читателями, коллегами. Публикую множество статей на актуальные темы – о денежно-кредитной политике Центробанка, демографии, экологии, культуре. Получаю много комментариев от своих подписчиков, нахожу единомышленников.

Я благодарен судьбе за то, что имел честь дружить, общаться с лучшими представителями российской культуры: Светланой Семеновой, Георгием Гачевым, Львом Аннинским. К сожалению, они умерли, и все меньше великих, достойных умов остается среди нас.

– Чем Вы сейчас заняты? Что Вас сегодня волнует?

– Закончил новое сочинение – «Прозрения одиночества». А постоянно волнует европейская и мировая политическая атмосфера, развитие экологической науки, экономики. К сожалению, обыватели не способны анализировать процессы, которые идут в обществе, экономике, политике, ими очень легко манипулировать – эмоционально, интеллектуально. Мои основные раздумья и размышления, итоги которых в виде статей я размещаю на Фейсбуке и других площадках, посвящены экологической проблематике. Вновь много говорится о так называемом «золотом миллиарде» – я его понимаю только как интеллектуальный золотой миллиард, а не политический. Вот к чему мы должны стремиться. А сейчас основная ментальность современного человека остается очень примитивной, он живет, чтобы потреблять.

Становится все более очевидным – сформированные этические цивилизационные стандарты размываются, исчезают, а необузданная страсть к потреблятству с каждым днем усиливается, наращивается; увеличивается производство в мире совершенно не нужной мишуры, что ведет к размыванию интеллекта рода человеческого. Он все явственнее начинает напоминать неразумные существа прошлого – неандертальцев и даже приматов. Именно у них все довольство своим существом было вызвано исключительно потреблятством – успешно поохотиться, то есть приобрести, ярко потрапезничать, найти новую/нового секс-партнера, убить, искалечить конкурента, чтобы усилить имидж, то есть сохранить собственную зону комфорта. Разве эти стандарты исчезнувшего времени и самого вида отличаются от основной массы современного человечества, все глубже опускающегося в стандарты далекого прошлого?

Беседу вел Александр Тамиров

Потёмкин Александр Петрович

Писатель, доктор экономических наук
государственный советник налоговой службы II ранга

Комментарии: 1
  • Гость 3 недели назад | Изменено

    Совершенно согласна с мнением Потёмкина Александра Петровича, всеобщее потреблядство ведёт нашу цивилизацию к краху! Как говорят индусы , мы живём в эпоху Кали-юги и скоро Шива к едрене Фене разрушит этот мир,а затем Брахма проснётся и заново всё сотворит!

Присоединиться к проекту