Что ожидает Россию?
До февраля 2020г. Правительство РФ и ЦБ уверенно заявляли, что национальную валюту практически удалось отвязать от колебаний цен на нефть. Отсутствие зависимости рубля от доллара и профицит бюджета создаст, по мнению Минфина и ЦБ, предсказуемые условия развития экономики и финансового рынка, что повлечет рост не нефтяных доходов отраслей экономики и отказ населения от накоплений в долларах.
«Бюджетное правило» должно обеспечить стабильность курса, согласно нему, при цене выше 42,4 долл. за баррель налоговые поступления от экспортеров нефти с разницы между фактической и пороговой ценами идут на покупку валюты, пополняя Фонд национального благосостояния (ФНБ). Таким образом, при высоких ценах на нефть, ЦБ обеспечивает дополнительный спрос на валюту и не дает слишком сильно укрепляться рублю. При снижении цены на нефть накопленная валюта обменивается на рубли для покрытия дефицита бюджета. До накопления в фонде 7% ВВП все средства ФНБ размещаются на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы, а свыше этой планки допускается размещение в иные финансовые активы. На 01.03.2020г. объем ФНБ составил 8,2 трлн руб. или 123,14 млрд долл. США, что составляет 7,3% к ВВП, а с учетом транзитного счета накопленных дополнительных нефтегазовых доходов – 10,1 трлн руб. или 9,2% к ВВП.
Бурно обсуждался вопрос: как потратить сверхдоходы?
ЦБ предлагал воздержаться от трат, опасаясь, что использование ликвидной части ФНБ приведет к изменению уровня инфляции. Специалисты МВФ советовали продолжать инвестировать средства ФНБ в высококачественные ликвидные активы. Минфин также намеревался не тратить средства внутри страны, а поддержать покупателей российской несырьевой продукции за рубежом, но затем стал рассматривать вариант инвестирования национальных проектов. Также предполагалось, что акции Сбербанка могут быть куплены на деньги ФНБ в начале 2020г.
«Бюджетное правило» является главным моментом макроэкономической конструкции, которое заставляет население страны и российскую экономику жить так, будто нефть стоит всегда 40 долл США с 2017 года с учетом ежегодной индексации на 2%, независимо от ее реальной стоимости на мировых рынках. Т.е. любая цена за 1 баррель нефти не должна наталкивать россиян на мысль об изменении условий существования и развития экономики страны.
Однако, причина близкой к линейной зависимости курса рубля от цены нефти связана с другим обстоятельством. Углеводороды обеспечивают свыше двух третей российского экспорта и получения валюты. Так, за 2019 год российский экспорт составил 422,8 млрд долларов США, экспорт минеральных продуктов, включая топливно-энергетические товары – 267,8 млрд долларов США, или 63,33% совокупного экспорта. Других значимых по объему видов сырья в составе экспорта нет. В то же время российский импорт достаточно хорошо диверсифицирован, и доля сырья в его составе незначительна.
Зная особенности российской экономики и ее нефтяную зависимость, 6 марта 2020г. геополитическая рациональность одерживает победу над экономическими и социальными интересами развития общества. Срыв соглашения ОПЕК+ полностью пересматривает планируемую политику трат сверхдоходов на покрытие недополученных доходов из-за снижения стоимости котировок на нефть Urals и др. марок. Новость о потере 100 млн долл. США в день для России (разница в цене между 60 долл. США и 40 долл. США и общим объемом российского экспорта 5 млн. баррелей в день) повергла профессиональных участников нефтяного рынка в шок.
Однако, по заявлению Минфина и ЦБ России, средств, накопленных в ФНБ, для выполнения социальных обязательств даже при цене нефти на уровне 25-30 долл. США за 1 баррель, достаточно на 6-10 лет. Таким образом, накопленные резервы не только не вольются в развитие реального сектора российской экономики, но и бесследно исчезнут при покрытии дефицита бюджета. Утвержденный на 2020 год бюджет страны строился на значениях стоимости нефти 57,7 долл. США за баррель и курса рубля 63,9.
Для выполнения бюджета с заданными параметрами «справедливый» курс доллара на 18 марта 2020 г. составил: 3 687 (57,7*63,9) / 28,66 = 129 руб.
Борьба за амбициозные лидерские позиции на мировом нефтяном рынке (оказание комплимента турецкому лидеру, поддержка дешевой нефтью Китая для восстановления экономики, демонстрация влияния на мировую экономику перед арабским миром, попытка доказательства несостоятельности сланцевых месторождений в США) обеспечила стране:
- Обесценение социальных обязательств в реальном выражении при снижении курса национальной валюты.
- Невозможность стимулирования потребительского спроса.
- Массовое обеднение населения.
- Отсутствие роста ВВП.
- Риск не получения нефтегазовых доходов в размере 3 трлн руб.
- Изменение ключевой ставки ЦБ.
Объявленная пандемия коронавируса и падение нефтяных цен исчерпают резервы не только федерального, но и российских региональных бюджетов, основным источником формирования которых являются НДС и налог на прибыль. Снижение покупательской способности населения, уменьшение среднего чека, рост цен вводят экономику страны в глубокую рецессию.
Первые меры, принятые ЦБ для стабилизации валютного курса: приостановка покупки валюты в рамках «бюджетного правила»; продажа накопленной валюты из ФНБ, при цене нефти по итогам месяца ниже 42,4 долл. США за 1 баррель. Также ЦБ предусматривает некоторые послабления для кредитов производителям лекарств, транспортным и туристическим компаниям.
Все силы Правительства будут направлены на возможность исполнения бюджетных обязательств и на сохранение доли нефтяного рынка, но за счет накоплений, которые направлялись бы на развитие экономики и повышение уровня жизни населения РФ. Общество находится на грани выживания и деградации. Некачественные продукты, дешевая китайская одежда, айфон или другой гаджет, приобретенный в кредит, неподъемная ипотека, отсутствие желание живого общения и страх перед созданием семьи и воспитанием детей – многолетний результат стрессов и потрясений существующей экономики, подчиненной только политическим интересам и насыщению правящей элиты современной России, а не интересам общества.
Внушаемый патриотизм, самопожертвование никак не относятся к людям, которые не связывают себя с Россией и ничем не жертвуют ради ее благополучия. Большинство чиновников прямо или косвенно обладают активами за границей, и предпочитают обучение своих детей на Западе.
Выстроенная годами система функционирования экономики направлена на опустошение бюджета и вывод резервов за рубеж. Банковские кредитные ставки ведут к уничтожению малого и среднего бизнеса, несмотря на все громкие заявления о государственной поддержке. Какая поддержка, если средневзвешенная ставка по кредитам составляет от 15% годовых? Это поддержка Грефу и Костину, высшим руководителям Центрального Банка, но никак не рынку жилья, малому и среднему бизнесу.
Россия – страна, где согласование любой инвестиционной программы проходит долгий путь, начиная от руководителей областей, заканчивая решающей оценкой вице-премьеров. Приведу пример: в 2017 году я предложил план развития бизнеса, не связанный ни с углеводородами, ни с редкими металлами, инвестиционная программа составляла 100 млн долл. США, доходная часть – 30-40 млн долл. США в год. На первоначальном этапе инвестиционный план был одобрен, стороны подписали протокол о поддержке этого проекта. Далее с регионального уровня документы поднялись выше, одобрение необходимо было получить от Министерства финансов и Министерства промышленности и торговли. Оба министерства признали проект перспективным и подписали протокол. Затем передали его для итогового согласования первому вице-премьеру. За десять месяцев он не нашел даже времени встретиться для обсуждения моих предложений. Лишь из его канцелярии поступил краткий ответ за подписью рядового чиновника: "России это не интересно". Я инвестирую 100 млн долларов, создаю 300-400 новых рабочих мест, а России это не интересно...
В 2018 году я предложил бизнес с инвестиционным пакетом 25-30 млн долларов США, связанный с морской логистикой и развитием порта Сочи. Сегодня порт Сочи стоит пустой, навигация почти не осуществляется. Таможенная и пограничная служба РФ одобрили проект, дирекция порта Сочи мечтает о его реализации. Но администрация Краснодарского края и мэр города Сочи выступили против проекта без каких-либо объяснений и комментариев. Письменно не отвечали на запросы. Видимо, потому что не видят своего участия в таких рентабельных проектах. И этот тип, мэр города Сочи считает, что он заботится о горожанах – этот регулярный бизнес позволил бы создать 50-70 рабочих мест со средней зарплатой минимум 70-90 тысяч рублей (по курсу к доллару 2018 года). Будете ли вы, сочинцы, поддерживать такого мэра?
Уже в январе этого года я подал заявку на развитие межрегионального бизнеса, с инвестиционным пакетом 50 миллионов долл. США. Ответа не последовало – чиновники предпочитают игнорировать бизнес-проекты. И таких примеров тысячи. Ни в одной стране мира проекты не выходят на такой высокий уровень для обсуждения и согласования, если они не связаны с государственным бюджетом. Частные проекты предприниматель реализует самостоятельно, он имеет больше инициативы, больше свободы действия, а значит, больше возможностей для участия в развитии экономики своей страны.
Рост налоговой нагрузки, тарифов и сборов, а также внешнеполитические осложнения не позволяют иностранным инвестициям влиться в РФ и создать прибыльное производство. Какое будущее ожидает Россию?... Оно ещё есть, но слишком радикальное... Нужны ли миру, России радикальные меры?
Все очень.сложно для.моего понимания Я не политик и все таки не понятно вы что то предлагает или просто так сплетни о россии
Вывод. В развитии России не заинтересованы ни правительство, ни чиновники, ни народ, ни иностранные партнеры.
Вывод. В развитии России не заинтересованы ни правительство, ни чиновники, ни народ, ни иностранные партнеры.