Творчество Потёмкина открывает Вселенную

10 Мар, 17:48
1357
Творчество Потёмкина открывает Вселенную

Александр Потёмкин – интереснейший прозаик, мыслитель и общественный деятель из Грузии, отразивший в своих произведениях общественные процессы, происходящие на постсоветском пространстве. Его романы и повести «Изгой», «Русский пациент», «Бес», «Кабала», «Стол», «Я», «Игрок», «Человек отменяется», «Мания», «СОЛО МОНО. Путешествие сознания пораженца» популярны и в своей стране, и в России, и в других странах СНГ и Европы, переведены на английский, немецкий, французский, китайский, японский, польский, болгарский и другие языки.

Распад советской империи парадоксальным образом активизировал процессы распада личности, уже начинавшие происходить в мире и послужил катализатором многих негативных изменений современной мировой цивилизации. Писатель дал чёткую формулировку происходящему на этом пространстве, назвав свой роман «Человек отменяется». Он уловил и описал многочисленные симптомы этой отмены, проявляющиеся в массовом обездушивании, отказе от мирового культурного наследия, подобно страшному вирусу захватывающему всё большее число людей из самых разных классов – от политической и финансовой элиты до самых простых обывателей. Это настоящий коронавирус интеллектуальной и культурной деградации человечества, вакцины от которого пока не найдено. Александр Потёмкин хорошо знает жизнь и умонастроение элит и простых людей, населяющих страны постсоветского пространства, он анализирует художественными средствами, происходящие в них процессы настолько точно, что социологическая аналитика становится излишней.

Художник не просто констатирует кризисные явления, но пытается понять их причины. Если Ницше в начале XX века сформулировал суть происходящего формулой «Бог умер», то Потёмкин фиксирует следующую фазу инволюции, предвещающей смерть человека.

О кризисе гуманизма говорили в XX столетии многие литераторы. Может быть, ярче всех на Западе сказал об этом Томас Манн. Наследуя его художественно-философские принципы осмысления человеческой истории, Потёмкин показывает, что человечество, победившее прямой тоталитаризм и осудившее его, пока не может справиться с оборотной стороной свободы и выбирает из многочисленных возможностей нисходящий путь. В поисках причин этого пугающего феномена писатель избегает проторенных ментальных ходов, принятых в сегодняшней западной мысли: во всем виноваты режимы, склонные к тоталитаризму и всячески избегающие соблюдения прав человека. Так-то оно так, да только истинные причины уходят вглубь человека, о чём говорили и Достоевский, и Вольтер, и Шопенгауэр, и Ницше, и Герман Гессе, с которым Потёмкина роднит склонность глубоко исследовать глубинный конфликт, неизменно возникающий между активным человеком и обществом. Потёмкин, вслед за Гессе, наверное, мог бы сказать о себе следующее: «Я считаю себя патриотом, но, прежде всего, я человек, и, когда одно не совпадает с другим, я всегда встаю на сторону человека».

Пока человек сохраняет в себе способность к содержательному противостоянию и бунту, он не закончится, но как только воцарится сытое царство конформизма и культа потребления, то ему наступит конец. Вывод, который напрашивается после изучения большинства книг Александра Потёмкина состоит в том, что испытания, выпавшие на долю стран и народов постсоветского пространства, были настолько серьёзными, что надломили психику огромного числа людей, утративших способность сопротивляться. На политический и идеологический тоталитаризм наложился тоталитаризм информационный.

Впечатляет художественное мастерство писателя, способного разговаривать о глубоких вещах просто и даже занимательно, что является уделом немногих художников слова. Одно из высказываний, родившихся в среде Римского клуба, гласит: «Действуй локально, мысли глобально». Потёмкин как художник тоже действует локально, описывая сюжеты и психологию, присущие людям постсоветского пространства, которые по современным западным меркам находятся на периферии мировых культурно-исторических процессов. Но мыслит он при этом глобально, поскольку ему удаётся на этом материале подняться к таким обобщениям и художественно-философским открытиям, которые присущи мировой литературе.

Общественный темперамент, свойственный писателю, проявляется в том, что ему тесно в рамках литературы, где он многое сделал. Он и учёный, получивший образование в Боннском университете, доктор экономических наук, занимавшийся темами фондового рынка, налогообложения и виртуальной экономики, а также человеческого интеллекта, и меценат, поддерживавший молодых писателей, и издатель, выпускавший книги, общественный деятель, который последние годы всерьёз занялся темой экологии. Он проводит международные экологические форумы, приветствует международные экологические инициативы, призванные уменьшить промышленное воздействие цивилизации на среду, высказываясь в поддержку таких фигур, как Грета Тунберг, предлагает проекты создания новой мировой транспортной системы, которая позволит сократить индустриальное давление на природу. Более того, он принял решение быть до конца последовательным в своей борьбе за улучшение экологической ситуации в мире и перешел на издание своих книг в электронном варианте, поскольку бумажный формат предполагает вырубку лесов. Это ли не поступок, к которому нельзя не отнестись с уважением?!

Александр Потёмкин далёк от политики, хотя абсолютно самостоятелен в своих взглядах на мир. В оппозиции ли Потёмкин? Безусловно – он находится в оппозиции, но более радикальной и масштабной, чем принято в политической среде: он в оппозиции к процессам расчеловечивания. Как всякий крупный художник, он абсолютно независим и не обслуживает никакую группу влияния, выступая в своём творчестве и общественной деятельности как ходатай за всё Человечество и за Великую Природу, в лоне которой мы живём. Такая экологичная деятельность, на наш взгляд, заслуживает самых почётных и престижных литературных премий мира.

Чем отличается творчество Александра Потёмкина от творчества других талантливых писателей Востока и Запада?

  1. Всё написанное грузинским писателем носит отпечаток большого таланта. В самом деле: автору даются и острый сюжет, и умение создавать ярких героев с неповторимой психологией (герои Потёмкина хорошо запоминаются и живут в сознании читателей своей жизнью (взять того же «гроссмейстера зла» Ивана Гусятникова или искателя истины Василия Караманова), способность сочетать гротеск с глубинной художественной аналитикой психологических и социальных процессов, с выходом на высокий уровень художественного обобщения. Можно сказать, что писатель создал свою метафизику и внёс свой вклад в осмысление кризиса гуманизма и новой волны.
  2. Перед нами не просто хорошая литература, но литература, соединённая с философией, культурологической антропологией, социологией глобальных процессов, причем всё, что относится к теме мысли умело растворено в самой ткани художественных образов. Сегодня в мире очень мало писателей, способных работать в подобном жанре. Книги Потёмкина одновременно и глубоки, злободневны, актуальны, современны.
  3. Глубокий анализ социопсихологических процессов, происходящих на постсоветском пространстве, пожалуй, не осуществлял ни один писатель. Понимание того, что реально происходит на этой территории, имеющей стратегическое значение и для Европы, и для всего мира очень важно для мирового сообщества, по крайней мере, для его думающей части. Книги Потёмкина дают очень большой материал для подобной аналитики и могут точнее отразить реальность, чем экономические сводки и прогнозы политологов.
  4. Потёмкину удалось в своих произведениях не только уловить сегодняшние тенденции, но и заглянуть в будущее. Процессы расчеловечивания, происходящие в нашем мире, имеют разные формы и исследуются многими интеллектуалами. Но мало кто сумел художественными средствами показать, что возможному микрочипированию и включению индивидуального сознания в глобальную сеть (чего так боятся оппоненты глобализации) предшествует духовно-психологический распад личности и общества, утрата воли и способность к самостоятельному мышлению, превращение человека в сетевого потребителя.
  5. Книги Александра Потёмкина при всей опоре на гуманистическую европейскую литературу – это современные произведения, написанные в достаточно жёсткой манере. Но, тем не менее, они, изобличая расчеловечивание, жестокость, ложь, бездуховность, работают на гуманизм. Видно, что автор сочувствует своим героям и даже те из них, кто находится на нижней ступеньке социальной лестницы, вызывают у него чувство сострадания. Критики отмечают, что даже бомжи в книгах Потёмкина куда образованнее и симпатичнее, чем так называемая элита общества. Сейчас, когда в мире далеко ещё не искоренена бедность, и многие литераторы избегают этой темы, как неформатной, очень важно поддерживать литераторов, для которых ценности гуманизма не пустой звук.

Сергей Ключников
Кандидат философских наук, академик РАЕН

Комментарии: 0
  • Ваш комментарий будет первым

Присоединиться к проекту