Культура в коме. Интервью с автором Александром Потёмкиным

15 Ноя 2019, 16:58
6502
1
Культура в коме. Интервью с автором Александром Потёмкиным

– Александр, два года назад вышел последний роман «Соло Моно. Путешествие сознания пораженца». Вы пишете или перестали писать?

Около года назад я начал новую вещь – «Оттенки одиночества», и в процессе работы над образом главного героя   увидел новую возможность для его развития. Это была экологическая тема. Затем не только мой герой, но и я сам оказался в нее вовлечен. А со временем она начала все больше и больше охватывать мое сознание. Может быть, одной из причин замедления работы над новым романом как раз стало понимание необходимости посвятить себя экологическим вопросам, как более актуальным сегодня. Мои экологические статьи и размышления обязательно станут основой настоящего сочинения.

 

– Как Вы оцениваете культурную ситуацию в России и в мире?

Известно, что Россия, Германия, Англия, Испания, Италия  – страны с богатым литературным наследием – последние 40-50 лет оскудели авторами высокой прозы. Сегодня в мире нет выдающихся литературно-философских имен. Вполне возможно, что они и существуют, но культурной бюрократии и бизнесу они не нужны. Если вы зайдете в книжные магазины Европы и мира и спросите, есть ли в наличии книги Томаса Манна, вам ответят: «А кто это такой?». Если вы заговорите о великих авторах – Канте, Сергее Булгакове, Хайдеггере, Льве Шестове, Ницше, Флоренском, Шопенгауэре, Александре Потемкине, Сартре, – продавцы широко раскроют глаза, усмехнутся и скажут, что вы ошиблись и ищете производителей мебели или одежды.

Если вспомнить творчество Достоевского, то за весь его творческий путь и до первой четверти двадцатого столетия было продано не более 15 000-20 000 экземпляров его книг. Замечательную русскую литературу XIX века на высокий, должный уровень подняла советская власть. Именно в советское время Толстой, Достоевский, Гоголь начали издаваться десятками, сотнями миллионов экземпляров. Тогда бизнес не стоял на первом месте, и таких авторов, как Виктор Ерофеев, Александр Цыпкин, Юрий Поляков, Денис Драгунский, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Татьяна Толстая никогда бы не издали. Планка была слишком высокой. Философией того времени было поднятие интеллектуального уровня человека. А сейчас не только печатают произведения слабых авторов, но и постоянно представляют их в публичном пространстве для популяризации и оборота их книг, так как это важно для бизнеса.

Итог: нация лишает себя интеллекта, духовности и нравственности, статуса-кво культурного человека. При этом со стороны граждан нет никакого возмущения! Неужели все население России стало двоечниками?  

 

– Вы считаете основным виновником падения культурного уровня бизнес. Но есть же какая-то государственная политика?

Отсутствие культуры и снижение интеллекта – это не национальный, а тотально мировой диагноз. Чем проще книга, чем бездарнее сюжет, чем больше эротики, хамства и криминала, тем больше коммерческого интереса СМИ к этому изданию.  Дельцы от письменности гордятся прибылью и оборотами, а не именами. Тем самым портят культуру, чтение, снижают интеллект.

В грандиозном увеличении в стране числа людей со сниженным интеллектом прежде всего виноваты телевидение, медийное сообщество, книгоиздание, чиновники от культуры, в частности, Агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Чему служит эта структура? Зарабатыванию денег или поднятию высокого интеллектуального уровня граждан России? Прибыль – вот что стоит для них на первом месте!

Почему за государственные деньги Роспечать издает за границей писателей, которые неизвестны даже в России? Несколько лет назад в Китае была организована двусторонняя программа переводов художественной литературы. На русский язык переводили китайских авторов, в Китае – русских. Закономерным итогом программы стал тот факт, что в Китае большинство тиража оказалось непроданным. В макулатуру отправились переведенные и напечатанные за бюджетные деньги книги российских авторов (список приведен ниже), рекомендованных ведомством Сеславинского и Григорьева. Семи-восьмизначные цифры в долларах потрачены впустую.

Почему эти руководители Роспечати работают на своих постах уже больше 20 лет? Кто им покровительствует в высших эшелонах власти? Всех меняют – министров, вице-премьеров, а эти господа, которые развалили культуру и литературу, якобы незаменимые! За какие-такие заслуги? Блестяще выполняют задачу оглуплять россиян?

К чему ведет такая политика? К безмозглости населения. А результат – надвигающаяся экологическая катастрофа. Трудно себе представить интеллект зрителя, смотрящего фильмы на российских ТВ-каналах. Не представляю, чтобы человек с мозгами мог смотреть эту ахинею и чушь!

 

– Вы однозначно выступаете против современного телевидения. Неужели нет ни одной передачи, которую Вы могли бы рекомендовать к просмотру?

У меня складывается такое впечатление, что беседы с интеллектуалами запрещены на ТВ. Каждый день зрителя кормят встречами с артистами, образ мышления которых не выдерживает никакой критики. И ещё одна из тенденций последнего времени – на всех телепрограммах выступают и присутствуют одни «писатели». Ещё Владимир Даль упоминал: «Всюду писак более, чем писателей». В мировой культуре писатель – великая личность, а у нас так величают любого из тех, кто написал хотя бы пару слов, и при том безграмотно. Например, мне неловко называть себя писателем. Когда со мной проводят интервью и представляют меня писателем, я поправляю собеседника, говоря, что я автор. Назвать автора писателем должна сама История.

На днях на многих федеральных каналах прошел сюжет о презентации книги рассказов Маргариты Симоньян, главного редактора Russia Today. Я незнаком с ее деятельностью  в качестве медиаменеджера, но что можно сказать о ее писательском «таланте»? Рассказ – жанр прозы, а к прозе ее зарисовки о журналистских буднях не имеют никакого отношения. И прежде всего потому, что у автора нет индивидуального литературного языка, нет умения выстроить сюжет, раскрыть характер и мотивацию героев. Перед нами обычный бытовой и журналистский язык рассказчика, скорее относящийся к нон-фикшн, литературе нехудожественной. Конечно, возможность использования автором личных медиаресурсов для рынка всегда будет решающим преимуществом. И раскрученная медиаперсона Маргарита Симоньян с любым ее сочинением (независимо от качества) интереснее с точки зрения продаж, чем автор, обладающий тем или иным мировоззрением, выраженным в художественной форме.

Но неужели чиновница ТВ сама не способна оценить адекватно свой никчемный письменный труд? Более того, для улучшения имиджа ее товара она побуждает коллег – В. Соловьева (не отличающегося этикой и нравственностью), И. Зейналову, министра культуры РФ В. Мединского – бросить в федеральный ТВ-эфир сюжет о «замечательной писательнице Маргарите Симоньян и ее книге «Черные глаза». Эта ТВ-акция не только не скромна, она вызывает возмущение: низкокачественный товар рекламируют «медийные олигархи». Неужели эту даму не оскорбляет собственное мнимое литературное «дарование»?

Касательно В. Мединского: пять минут этого репортажа послужат тому, что от министра культуры отвернутся многие разумные граждане страны. Не к лицу господину Мединскому активно участвовать в пропаганде низкокачественного продукта, тем более, в публичном сообществе. Если с чиновником Маргаритой Симоньян его связывает дружба, можно выразить свои чувства в приятельском кругу, а не демонстрировать их на основных каналах телевидения. Неужели у господина Мединского настолько деформировано сознание, что он не понимает, как это неприлично и ни один советник не может ему это объяснить? Здесь может идти речь о кумовстве в культуре.

Согласен с Ф. М. Достоевским, который ещё в XIX веке написал о России строчки, актуальные и сегодня: «Наш демос доволен, и чем далее, тем более будет удовлетворен».

Некоторые могут заявить, что моя реплика относительно госпожи Симоньян обусловлена завистью. Зависть есть болезненное состояние, вызванное не только потерей веры в справедливость, но, прежде всего, в отсутствие внутренней культуры. Поэтому я не позволяю себе общаться с литературными чиновниками, не бываю на литературных встречах, за исключением собственных, которые провожу после выхода нового сочинения раз в два года. И никогда не позволяю себе приглашать на них чиновников Роспечати, Минкульта, журналистов газет и телевидения, освещающих литературные темы. Для размещения рецензий в СМИ приходится платить деньги, иначе они не будут опубликованы. И я плачу. Меня не смущает, что рецензии выходят под рубрикой «Реклама».

 

– А что Вы можете сказать о  канале «Культура»?

Канал «Культура» – это вообще полное безобразие. Гоголь, Достоевский и Толстой тут же эмигрировали, лишь бы не становится свидетелями его трансляций. Я как-то просмотрел несколько передач Швыдкого на этом канале, которые были посвящены литературе. Хотя сложно назвать то, о чем шла речь, литературой – книги приглашенных на ток-шоу Швыдкого авторов можно читать только полусонным или в состоянии алкогольного опьянения. Творчество серьезных авторов на таких программах не обсуждается. Высокие имена не нужны – не будет продаж. Слушая Швыдкого, задаешься вопросом, как такую личность могли когда-то назначить министром культуры России? Позор! Только Ельцин, прислушавшись к чьему-то неадекватному мнению, мог принять подобное решение.

Ни на одном канале российского телевидения нет литературно-философской, экологической передачи. И это в XXI веке! На «России 1» выходит программа «ГИД по книжному миру», которая напоминает скорее книжный киоск, которую ведет лавочник Егор Серов. 

 

– О чем, на Ваш взгляд, могли бы написать современные авторы?

Основные философские темы для анализа и размышлений, для создания художественных образов сегодняшнего дня: бесконтрольное развитие искусственного интеллекта, надвигающаяся экологическая катастрофа и демографический взрыв посредственностей. Но современная молодежь существует в таком культурном пространстве, что ждать от нее рождения новых интеллектуальных идей и серьезного осмысления глобальных проблем не приходится. Поколение, выросшее на духовных ценностях 50-60-х годов, уйдет, а кто ему придет на смену?  

Раньше общество в России и европейских странах имело приблизительно один образовательный базис, а сегодня происходит всё больший разрыв между невежественными и культурными людьми. Если прежде на долю первых приходилось 70%, а вторых – 30%, то сейчас интеллектуалов всего 20%, а потребителей 80%.

 

– Вы склоняетесь к негативным прогнозам?

Многообразность современного потреблятства имеет бесконечное количество явлений, в которых разум, пусть и присутствуя в небольших количествах, извращается бездарными чувствами и беспутными порочными желаниями.

Книжные магазины завалены макулатурой псевдосочинителей. Телевизионные программы и фильмы в основном рассчитаны на людей с низким интеллектом.  Сотни, миллионы тысяч кубов леса уничтожают для того, чтобы создать книжное убожество. Миллионы кубов электричества тратятся на то, чтобы телевидение оглупляло народ. Эфир постоянно заполнен артистами и клоунами, нет ни одной научной или просветительской программы (за исключением нескольких, например, «Территория заблуждений»). Человечество приближается к окончанию первой четверти XXI века, но интеллектуального развития мы не наблюдаем, одни и те же глупцы из раза в раз повторяют шаблонные тезисы и утверждения. И с таким низким эйч-ай-си (HIC – высшее выражение сознания) мир хочет шагнуть в будущее? Никогда! Сама природа мстит за низкий интеллектуальный и культурный уровень населения планеты.

  • Полное невежество в экологии.
  • Полное невежество в культуре.
  • Не только в России, но и во всем мире.
  • Богатейшая потребность в «потреблятстве» – в быту, питании, культуре.
  • Бизнес превыше всего.

Граждане России, всех стран мира! Хватит «потреблятствовать», иначе всех нас ждет гибель!

У меня остается надежда исключительно на интеллектуала Дмитрия Сергеевича Пескова. Только он способен доложить о картине упадка культуры в стране Выше.

PS.

Эти сочинения не были востребованы китайскими любителями литературы и оказались макулатурой. Российские авторы, переведенные на китайский язык: Александр Архангельский, Илья Бояшов, Юрий Буйда, Дмитрий Быков, Мария Галина, Леонид Юзефович, Андрей Волос, Андрей Дмитриев, Александр Кабаков, Николай Климонтович, Майя Кучерская, Анатолий Курчаткин, Анатолий Найман, Денис Осокин, Валерий Попов, Александр Сегень, Ольга Славникова, Антон Уткин, Евгений Шишкин, Юрий Козлов, Александр Трапезников, Александр Архипов, Родион Белецкий, Александр Галин, Герман Греков, Владимир Гуркин, Ксения Драгунская, Вячеслав Дурненков, Михаил Дурненков, Владимир Жеребцов, Николай Коляда, Александр Коровкин, Константин Костенко, Максим Курочкин, Степан Лобозеров, Наталья Мошина, Виктория Никифорова, Валерий Сигарев, Владимир и Олег Пресняковы, Алексей Слаповский, Павел Санаев и др.

Потемкин Александр Петрович

Писатель, доктор экономических наук

Комментарии: 13
  • Гость 4 года назад | Изменено

    Согласна с автором,поражает уровень телепередач на федеральных каналах

  • Гость 4 года назад | Изменено

    Спасибо, за правду. Я, тоже, не смотрю телевизор.

  • Гость 4 года назад | Изменено

    Надо воспитывать ДНИФ-человека.

Присоединиться к проекту