Культура в коме 3

11 Дек 2019, 16:30
1051
1
Культура в коме 3

Поп-культура представляет значительную долю культурного продукта современности.  Эстрадные певцы, поющие о «любви», страстях и изменах; «мыльные оперы» в виде бесконечных душещипательных сериалов, «макулатура» или «бульварное чтиво» вперемешку с фильмами «ужасов» и примитивной мистики – все это вброшено на рынок массовой культуры.

Детективы издаются тиражом в 15-20 миллионов, а тиражи произведений Чехова, Толстого, Гоголя составляют не больше 5 тысяч экземпляров. А ведь еще совсем недавно наш человек, как самый читающий в мире, жадно поглощал всю русскую и мировую классику. В очередной раз мне попалась информация о том, что в Москве прошла «Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction».  Но о какой интеллектуальной литературе может идти речь? Её в России сегодня просто нет, как нет и художественной литературы, встречаются лишь ее слабые копии!

Организаторы ярмарки! Перестаньте называть нон-фикшн интеллектуальной литературой! Нон-фикшн – это всего лишь научно-популярные книги, справочники – например, по применению слесарных инструментов, политические, исторические издания, эссеистика. Когда Александра Иванова, директора издательства Ad Marginem, ответственного за название ярмарки, спросили, что же такое интеллектуальная книга, он ответил, что это «книга, прочитанная интеллектуально». Более нелепого комментария дать нельзя.

Но даже с такой всеядной, впрочем, претендующей на некую элитарность, выставкой происходят курьезы. Например, телерадиоведущая Анна Шафран, не так давно рассуждая о рекламной акции моего философского романа «Соло Моно. Путешествие сознания пораженца», возмущалась в эфире «Вести.ФМ», почему «книгу так усиленно втюхивают народу» – не могу представить, чтобы воспитанный и культурный человек употреблял в публичном пространстве подобное выражение. В прошлом году она сама издала сочинение «Государство чести. Монархия – будущее России» и пыталась его «втюхать» (согласно лексике Шафран) читателям – пробиться с презентацией на «Non/fiction». Но даже там автор Шафран оказалась не нужна. Из отзывов читателей о ее книге в Интернете: «Представьте себе ребенка 8 лет, пытающегося объяснить вам, что такое Солнце, природу света… Детскость и наивность». «Фактически, автор наивно пересказывает тезисы монархического идеолога второй половины XIX в. Константина Победоносцева». «Бездарная книга и бездарная авторЕССА. Только глухой к слову и дремучий, необразованный человек может выдавать следующие продукты умствования». «Ужасное параноидально-шизофреническое нечто».

Тут у меня даже возник вопрос к господину Дмитрию Куликову («Кто против?»), высокопрофессиональному ведущему: как можно приглашать даму с такими низкими этическими принципами на передачу? Телевидение как магнит притягивает людей с низкими моральными и нравственными характеристиками.

На днях была вручена премия «Большая книга» – похоже, ей год от года всё труднее оправдывать свое название. Мельчает литература, мельчают авторы. Загляните в короткий список, где, словно сговорившись, собрались все провалы года. Неужели можно присуждать главную литературную премию страны истории о котах? По второму-третьему разу авторам популярной беллетристики? Или есть рецепт, как обойти вниманием «Редакцию Елены Шубиной», чьи авторы – удивительное совпадение! – обычно занимают весь пьедестал? Не пишутся достойные романы, приходится награждать нон-фикшн – пусть средней руки, но о «культовом» среди определенной публики писателе. Нет сомнения, что и эта книга забудется, как прошлогодняя, а премия снова потеряет в своем весе и репутации. Все уже привыкли, что «Большую книгу» последнее время вручают лишь за «маленькие», примитивные сочинения. И это происходит в России, стране с великой культурой художественного и философского слова!

К сожалению, это мировая тенденция – читать третьесортную литературу и слушать низкосортную поп-музыку.  Что ждать от цивилизации в ближайшем будущем?!

В Бразилии уже достаточно давно были проведены  исследования о влиянии «мыльных сериалов» на брачное поведение людей. Исследование проводили демографы и вот они пришли к какому выводу: «Телесериалы способны редуцировать старые и создавать новые стереотипы устройства жизни. Рождение большого количества детей начинает восприниматься как нечто несовременное, социально отсталое». Эти слова профессора Эдуардо Риос Нето значат только одно – сериалы (которые якобы «жизненные» и «реальные») понижают рождаемость. Я уверен, что и исследование российских сериалов приведет демографов к точно такому же выводу. А учитывая демографическую катастрофу в России, мы можем высказать озабоченность этой серьезной реальной силой массовой поп-культуры.

Массовая культура в России вообще возникла на рубеже XIX-XX веков. В то время появились популярные газеты, книги «для народа», лубочные листки, возник кинематограф. Но, что особенно существенно, та массовая культура создавалась  самим народом. Знаменитые гуляния были существенно иными, чем новогодние огоньки, к которым как клеем «Момент» приклеивают население. Гуляния эти проходили довольно редко – после Рождества, на святки. И после Пасхи, весной. Зимой это были лазанья по столбам за призом и кулачные бои – отличный способ дать выход естественной мужской агрессии. Это было катание с гор, требующее телесной тренировки и активности – были отлично тренированные люди – катальщики, с высоченной горы съезжающие стоя на ногах. А балаганы? А раешники, которые показывали панорамы городов и остроумно комментировали то, что видел зритель, смотрящий в глазок ящика-райка.

Театр Петрушки представлял часто злободневную народную сатиру – доставалось всем! А спектакли в балаганах, которые вмещали по 1000-1200 человек, где излюбленным репертуаром были инсценировки народных сказок, народных былин, оперных либретто и батальных исторических сюжетов. Согласитесь, между «Садко» как спектакля для народа и шоу «поп-звёзд» для народа в новогодние праздники есть существенная разница в пользу первого!

В общем, я считаю, что народное балагурство было много талантливее, чем нынешняя эстрадная элитка с её попсой.

Мы видим, что нынче «народное развлечение» с  теледоставкой на дом превращает нас исключительно в человека смотрящего – не умеющего ни в чем участвовать, ничего ни прочитать, ни рассказать самому.

А теперь перлы нашей эстрады. Картинка нынче другая: трясут телесами певцы и певицы, оголившись до предела, и из них вылетают дебильно-глупые тексты «ху из май секси фрау, ху из май секси фрау». Некто секси, назовем среднестатистическое существо поп-культуры так, швыряет, ничуть не сомневаясь в том, что имеет на это право,  такой мусор в нас:

 

Ее ноги никогда не кончались, Ее зубы от луны отражались… 

Твои губы опять не туда угодили…

Губки бантиком, Попка краником 

 

Ещё в 2018 году разгорелся скандал из-за клипа Филиппа Киркорова и Николая Баскова («Ибица») – продемонстрированные в нем откровенная пошлость, вульгарность и глупость возмутили даже простого обывателя. Было собрано более 20 000 подписей за то, чтобы лишить певцов звания «Народный артист». Также была создана петиция, в которой главу государства Владимира Путина просили лишить исполнителей гражданства России. «Развращают умы детей и взрослых», «моральные разложенцы», «Наложить запрет на творчество, сжечь любое упоминание об "артистах" и удалить все песни. Навсегда».

Я бы рекомендовал Минкульту РФ наложить трехмесячный запрет на концертную публичность этих типов! Но есть ли в России активно функционирующий Минкульт? Комитет по культуре Госдумы? Картины же действительно безобразные – игрища неандертальцев!

Несмотря на негодование публики, клип набрал более 25 миллионов просмотров, а все петиции были проигнорированы.  Министерство культуры никак не прокомментировало данное «культурное» событие. Киркоров и Басков по-прежнему на сцене, не сходят с голубых экранов и даже с успехом рекламируют своим пением кошачий корм. Где границы вкуса, культуры, этики? Где культурная политика государства?

Мыслящий человек сегодня уже в состоянии понять, что вокруг него живут разные существа. И он все чаще уверяет себя, что рядом с ним бытуют populus inconveniens, у которых инстинкты развились в оголтелые извращения, а реальность превратилась в гнусный самообман.

Осторожно – культурный попкорн вокруг опасен!

Цивилизационная пропасть углубляется!

Потемкин Александр Петрович

Писатель, доктор экономических наук

Комментарии: 2
  • Гость 4 года назад | Изменено

    Полностью согласна с Вами.Поэтому уже больше года не смотрю телевизор!Совсем!!!И всем советую то же

  • Гость 4 года назад | Изменено

    Пациент скорее мёртв, чем жив. Увы...

Присоединиться к проекту